Родителям первоклассников

Психологическая готовность детей к школе

 
Рекомендации родителям по психологической готовности детей к школе.
     Ребенок должен идти в школу физически подготовленным, однако готовность к школе не сводится только к физическим показателям. Изменяется социальная позиция ребенка в обществе, и это требует адаптации его к новым условиям жизнедеятельности. Составными компонентами психологической готовности к школе являются личностная, волевая и интеллектуальная готовность.
Личностная готовность ребенка к школе выражается его отноше­нием к учебной деятельности, учителям, самому себе.
     Родителям полезно знать, чем привлекает их ребенка школа.
     "У меня новый портфель и красивый пенал", "В школе Катя учится, она моя подруга". Желание сменить обстановку, внешние атрибуты школьной жизни, старшему дошкольнику действительно кажутся заманчивыми. Важно, чтобы школа влекла ребенка и своей главной деятельностью - учебой  ("Хочу научиться читать и решать задачи", "Без учения никем не станешь, не получишь никакой профессии". "Буду сестричку учить читать и писать").
     Бывают случаи, когда ребенок не хочет идти в школу. Причины подобного, как правило, - результат ошибок воспитания детей, а именно запугивание детей школой.
     Намного разумнее сразу сформировать верное представление о школе, положи­тельное отношение к ней, к учителю, книге. С этой целью используется совместное (семейное) чтение художественной литературы, организуется для ребенка книжный уго­лок в семье, взрослые обращаются при детях к семейной библиотеке в поисках решения возникшей проблемы, демонстрируют диафильмы о школе, устраивают совместный просмотр телепередач о школьной жизни с последующим обсуждением. Родители рас­сказывают о своих любимых учителях, показывают детям фотографии, грамоты, связан­ные со школьными годами. Взрослые знакомят детей с пословицами, поговорками, в которых славится ум, подчеркивают значение книги, учения, создают условия для игры в школу и непосредственно участвуют в ней, например, в роли учителя и др.
Волевая готовность ребенка к школе.
     В школе ребенка ждет напряженный труд, ему необходимо умение делать не толь­ко то, что хочется, но и то, что от него потребует учитель, школьный режим, программа. Для этого необходимо выработать волевые качества, способность управлять своим пове­дением, своей умственной деятельностью, вниманием, мышлением, памятью. Формирование волевых качеств в дошкольном возрасте успешнее достигается в игровой ситуации. Учитывая роль игры в формировании личности ребенка, родители во время уборки квартиры обыгрывают ситуацию и превращают пол в палубу корабля.
     В другие дни квартира становится местом тренировки для полета в космос, детс­ким лагерем, где взрослые, становясь членами игрового сообщества и беря на себя роль тренера, инструктора, врача, начальника лагеря, старшего вожатого и др., получают возможность без угроз, излишней назидательности, насилия осуществлять трудовое, физическое, нравственное воспитание своих детей. Переход детей, переключение их с одного вида деятельности на другой происходит в игре легче.
Интеллектуальная готовность ребенка к школе.
     Долгое время об умственном уровне развития судили по количеству умений, зна­ний, по объему "умственного инвентаря", который выявляется в словарном запасе.
     Чтобы ребенок не утратил любознательности, взрослые должны всегда отвечать на вопросы, какими бы сложными они ни были. Если своим вниманием взрослые поддержи­вают интерес к познанию, то он будет развиваться, крепнуть.
Родителям надо включать ребенка в осмысленную деятельность, в процесс которой он бы мог находить все новые и новые свойства предметов, научился бы замечать их сходство и различие. Взрослые создают условия для развития речи ребенка, обсуждают с ним просмотренный фильм и даже мультфильм, задав несколько вопросов по прочитан­ной сказке, рассказу, выясняя таким образом, как ребенок понял произведение, как воспринял определенное явление природы, действия животных, людей, сказочных персонажей.
свернуть

Советы родителям будущих первоклассников

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

Экипировка будущего первоклассника

Одна из важных проблем для родителей будущих первоклассников – как экипировать своего ребёнка.

Гигиенисты правильно считают, что детской одежде следует быть лёгкой, мягкой, рационально сконструированной. Самочувствие ребёнка в большой степени зависит от свойств материалов, из которых изготовлена одежда, особенно первый слой, контактирующий с кожным покровом. Лучшие ткани для изготовления детского белья – хлопчатобумажные. Возможны также натуральный шёлк и шерсть, а из синтетики – вискоза. Изделия из нейлона, капрона и других искусственных волокон желательно исключить.

Не менее важно правильно подобрать обувь ребёнку. Стопа ребёнка, образованная хрящами, может легко деформироваться, поэтому обувь не должна её сжимать, нарушая крово- и лимфообращение, препятствуя естественному росту ноги. Покупая обувь, помните: длина следа должна быть больше стопы – в носочной части, перед пальцами необходим припуск в 10 мм.

Важное значение для правильного развития и роста ноги имеет подошва. Небольшой каблук обязателен. Его высота для дошкольников составляет 5-10 мм, для школьников 8-12 лет – не менее 20 мм.

Не последнее место в экипировке будущего первоклассника занимает вопрос о том, в чём носить школьные принадлежности. Что выбрать: портфель, сумку с плечевым ремнём или ранец? Наш совет – ранец или модный у детей и подростков рюкзачок. Ранец или рюкзачок на спине позволяет равномерно распределять нагрузку, освобождает руки. Выбирая покупку, обращайте внимание не только на красоту и яркость. Лучше выбрать лёгкий, прочный, с водоотталкивающей пропиткой или покрытием ранец (рюкзак). Подкладка должна быть из легко моющегося материала. Очень важно, чтобы задняя стенка была плотной, хорошо прилегающей к спине, «держала» позвоночник, не давая ему искривляться. Плечевые ремни должны регулироваться по длине, ширина их не должна быть менее 3,5-4 см.

 

Требования, предъявляемые к развитию речи ребёнка

  1. Умение правильно произносить все звуки речи различать их на слух.
  2. Умение употреблять разные части речи точно по смыслу.
  3. Использовать в речи синонимы, антонимы, существительные.
  4. Умение отвечать на вопросы и задавать их.
  5. Умение составлять рассказы (по плану, предложенному взрослыми).
  6. Умение находить лишний предмет, дать ответ, почему он лишний.
  7. Уметь правильно употреблять предлоги в словосочетаниях и предложениях (в, на, по, под, за, у, без, до, для, из, к, над, с, из-за, из-под и др.).
  8. Иметь представление о сезонных явлениях природы.
  9. Уметь правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам (посуда, одежда, обувь, головные уборы, мебель, транспорт, домашние животные, дикие животные, животные, птицы, рыбы, цветы, деревья, овощи, фрукты и др.).
  10. Знать домашний адрес, фамилию, имя, отчество родителей.

Уважаемые родители!

Попробуйте сами проверить, готов ли Ваш малыш к обучению.

МОЖЕТ ЛИ ВАШ РЕБЁНОК:

  1. Объяснить с помощью слов, чего он хочет, то есть не показывать пальцем, а сказать: куртка, конфета, цыплёнок?
  2. Изъясняться связно, например: «Покажи мне…»?
  3. Понимать смысл того, о чём ему читают?
  4. Чётко выговаривать своё имя?
  5. Запомнить свой адрес и номер телефона?
  6. Писать карандашами или мелком на бумаге?
  7. Нарисовать картинки к сочинённой истории и объяснить, что на них изображено?
  8. Пользоваться красками, пластилином, карандашами для творческого самовыражения?
  9. Вырезать ножницами (с тупыми концами) фигуры по линиям?
  10. Слушать и следовать полученным указаниям?
  11. Быть внимательным, когда кто-то с ним разговаривает?
  12. Сосредоточиться хотя бы на 10 минут, чтобы выполнить полученное задание?
  13. Радоваться, когда ему читают вслух или рассказывают истории?
  14. Проявлять интерес к окружающим предметам?
  15. Ладить с другими людьми?

 

НАВЫКИ ПЕРВОКЛАССНИКА

К моменту поступления в школу, дети должны уметь самостоятельно:

  • мыть руки с мылом после игр (особенно с животными), после прогулок и посещения туалета, перед едой;
  • умываться утром после сна и утренней гимнастики, вечером перед сном;
  • причёсываться (своей расчёской);
  • мыть ноги перед сном тёплой водой;
  • утром и вечером чистить зубы;
  • при приёме пищи: сидеть правильно (прямо, не класть локти на стол, не болтать ногами), не разговаривать, пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом) и салфеткой, тщательно пережёвывать пищу;
  • пользоваться носовым платком;
  • быстро одеться, раздеться, убрать постель;
  • содержать в чистоте и порядке игрушки и книги;
  • содержать в чистоте и порядке одежду и обувь ;
  • при входе в помещение вытирать обувь;
  • переодеваться в домашнюю одежду и обувь;
  • при необходимости своевременно обращаться за медицинской помощью.

    Что должен знать и уметь ребенок, который идет в первый класс?

     
     

    Ваш ребенок скоро станет первоклассником. С приходом в школу он сразу столкнется с двумя проблемами - адаптацией в новой социальной среде и связанными с ней психофизическими нагрузками.

         По уровню интеллектуального развития и психологической готовности к школе дети заметно отличаются друг от друга. Дети, посещающие детский сад или другие дошкольные учреждения, легче адаптируются в новой социальной среде, им проще устанавливать и поддерживать контакты с незнакомыми детьми и взрослыми. «Домашние» дети нередко бывают очень напряженными и стеснительными, а это значит, что они в большей степени испытывают эмоциональные нагрузки. Избежать объективных трудностей в процессе обучения сможет, конечно же, ребенок более интеллектуально подготовленный.

    ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ И УМЕТЬ РЕБЕНОК, КОТОРЫЙ ИДЕТ В ПЕРВЫЙ КЛАСС?  


    Ребенок должен:

    1. Хорошо произносить звуки родного языка, выделять звук в начале, середине и в конце слова, правильно употреблять приставки, предлоги, союзы, строить предложения.
    2. Обладать словарным запасом, позволяющим выразить свою мысль, задавать и отвечать на вопросы, самостоятельно составлять связный рассказ по картинкам.
    3. Называть числа в прямом (от 1 до 10) и обратном (с 10 до 1) порядке, соотносить заданное количество предметов с цифрой.
    4. Определять на слух пропущенное число, называть его, определять предыдущее и последующее число к названному, сравнивать числа.
    5. Составлять и раскладывать числа (например, 5 и 5 составляют 10, а 4 состоит из 2 и 2). Составлять и решать элементарные задачи на сложение и вычитание.
    6. Различать геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник, трапецию, ромб). Срисовывать (копировать) буквы и цифры, соблюдая размерность и направление.
    7. Ориентироваться в пространстве (слева, справа, внизу, вверху, за, под, над и т.д.). Ориентироваться во времени суток (утро, день, вечер, ночь), а также в понятиях «вчера», «сегодня», «завтра» и знать времена года.
    8. Уметь рассказать элементарные сведения  о себе и своей семье.

    Начало школьного обучения совпадает с ВОЗРАСТНЫМ КРИЗИСОМ СЕМИ ЛЕТ.

         Физиологической основой кризиса этого возраста является эндокринный сдвиг, характеризующийся бурным ростом тела, увеличением внутренних органов, вегетативной перестройкой, сменой зубов.

        Внешне же кризис развития проявляется в том, что доселе эмоционально непосредственный в своих желаниях ребенок вдруг начинает проявлять немотивированное своенравие. Ребенок становится для взрослых непонятным, а потому непослушным, с трудом поддается воспитательному воздействию.  

    Симптомами переходного периода являются нарушения психического равновесия: неустойчивость настроения, капризность, обидчивость, плаксивость, упрямство, кривлянье, раздражитель­ность, дерзость и даже агрессивность.

       Начало школьной жизни требует от ребенка сложной психологической перестройки. Раньше он жил преимущественно эмоциями, импульсивными реакциями, спонтанными желаниями, играми, а теперь приходится подавлять свою активность и учиться подчиняться школьной дисциплине, требованиям учителя. На протяжении четырех уроков ребенок должен концентрировать внимание на учебном материале, даже если предлагаемые задания для него мало занимательны.

       Все трудности, с которыми сталкивается ребенок в школе, вся психологическая и физиологическая перестройка, которая с ним происходит, требуют огромной чуткости и терпения от взрослых.

       Самым мудрым руководством в воспитании на весь школьный период будет предоставление ребенку возможности всегда делать самому то, что он в состоянии сделать сам, и быть всегда рядом, когда ему нужны совет и помощь.

     СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ: 

     

         Не относитесь к ребенку как взрослому буквально с 1 сентября. Не требуйте от него немедленной ответственности во всем, что касается его новой жизни. Сами регулируйте его свободное время и время для занятий дома. И поменьше говорите: «Ты должен», «Ты обязан». Ребенок и сам постепенно это поймет с вашей помощью.

         Выполнение домашнего задания обязательно потребует вашего участия. Разумнее помогать ребенку, нежели упрекать его тем, что «вот не сделаешь, завтра тебя учительница будет ругать» или «наверное, тебя надо отправить в садик, так как ты ничего сам не умеешь делать».

         Следите, чтобы на выполнение домашних заданий не уходил положенный ребенку досуг. Свободное время он должен проводить активно и интересно и с пользой для здоровья. И в этом вы ему должны помогать.

         Интересуйтесь не только оценками сына или дочери. Расспросите, как прошел день вообще, что рассказал сосед по парте, как играли на перемене... Однако уделять повышенное внимание расспросам, как именно ответил у доски, в каком месте ошибся и так далее, не стоит.

         Поощряйте старания ребенка вне зависимости от результата. Перед каким-либо важным испытанием (например, рассказом стихотворения у доски перед всем классом) не стоит слишком фиксировать на этом внимание ребенка. «Выйдешь, соберись, все вспомни и расскажи хорошо», «Смотри, повтори, а то забудешь эту строчку» - так вы добьетесь прямо противоположного результата. Ведите себя спокойно, может быть, даже чуть равнодушно: «Ну, ошибешься, ничего страшного!».

         Рассказывайте о своей школьной жизни не только то, что вы «всегда получали хорошие отметки и делали все уроки до прихода родителей». Пусть ребенок знает, что вы тоже ошибались, тоже шалили и ссорились с друзьями, у вас тоже было плохое настроение и страх перед слушателями. И все это не помешало вам стать умным и образованным человеком.

         Поговорите с учительницей об особенностях вашего ребенка, например, что ему нужно повторить задание дважды. Если учительница будет знать об этом заранее, ребенок с большей вероятностью сможет избежать лишнего стресса.

         Поощряйте школьную дружбу, даже если, на ваш взгляд, это не совсем подходящий мальчик или девочка. Не вмешивайтесь в конфликты ребенка с друзьями, тем более, не пытайтесь разбираться с их родителями. Дети должны сами найти решение - это им понадобится во взрослой жизни.

         Первая учительница для ребенка - очень значимый человек. Именно от нее зависит, полюбит ребенок процесс учебы или будет относиться к нему как к тяжелой повинности. Отношение учительницы к ученику сказывается и на формировании у ребенка самооценки. Если вы чувствуете, что учительница явно не любит вашего ребенка и относится к нему соответствен­но (такое редко, но бывает), то лучший выход - перевести ребенка в другой класс. Только убедитесь, что вы объективны в своей оценке и что проблема действительно есть.

               Ваш ребенок, как и любой человек, уникален. Он единственный и неповторимый, ни на кого не похожий. Не сравнивайте его ни с кем, никого не ставьте ему в пример, фиксируйте его внимание на собственных достижениях, сравнивайте его сегодняшнего с ним вчерашним - и это будет придавать ребенку силы в овладении школьными премудростями.

    ДОРОГИЕ РОДИТЕЛИ! Руководствуясь нашими советами, не забывайте о главном: самые грандиозные школьные успехи не стоят возможных потерь для здоровья. Позаботьтесь, чтобы ребенок соблюдал соответствующий его возрасту режим дня, хорошо питался, достаточно времени проводил на свежем воздухе, был спокойным и жизнерадостным. В ваших силах сделать так, чтобы учеба в школе давалась ребенку легко и приносила ему только радость.

     

    Как правильно выбрать рюкзак для ученика?

     

    Очень часто родители сталкиваются с проблемой выбора рюкзака (портфеля, ранца) для своего ребенка.

    Очень часто родители сталкиваются с проблемой выбора рюкзака (портфеля, ранца) для своего ребенка. Чаще всего это происходит, когда они готовят своего малыша в школу, или в спортивную секцию. И действительно, как же сделать правильный выбор рюкзака, если чадо еще такое маленькое и хрупкое, а учебников так много и они такие тяжелые? Обратите внимание на вес рюкзака. Помните, что рюкзак должен быть максимально легким в пустом состоянии. Основную нагрузку возьмут «на себя» учебники.  

    • У рюкзака обязательно должна быть ортопедическая спинка. Позвоночник вашего юного школьника еще достаточно слаб, а нагрузка на него будет достаточно велика. Поэтому вес «груза» сзади спины должен распределиться таким образом, чтобы максимально снизить нагрузку. Нигде не должно быть перевешивания в ту или иную сторону. Нагрузите рюкзак в магазине и опробуйте.
    • Обратите внимание на лямки. Они должны быть широкими, благодаря чему тяжелый рюкзак не так сильно будет давить на плечи ребенка, врезаясь в них, и, соответственно, поможет снизить нагрузку и на позвоночник, и на все тело в целом.
    • Выбирайте рюкзак из плотного и непромокаемого материала, лучше из тканевого, например Poly Oxford. (Poly – полиэстер, а Oxford – способ плетения ткани). Рюкзак из такой ткани прочный, устойчивый к затиранию и влаге.
    • Проверьте швы – как внешние, так и внутренние. Все должно быть прошито, а не залито, как попало, клеем. Возможны оба варианта, но только аккуратные. Иначе, при первом же дожде, рюкзак порвется или разойдется, и учебники будут намокать.
    • Молнии и «липучки» должны так же свободно функционировать. Подвигайте туда-сюда, попробуйте ход.
    • В рюкзаке должно быть несколько отделов (как минимум, два: один – для книг и другой – для тетрадей). Хорошо бы, чтобы было внешних карманов тоже достаточно – для бутерброда, для пенала и т.д.
    • Если по функциональности Вам понравился какой-либо рюкзак, то пусть Ваш малыш его сам оценит, посмотрит, повертит, попробует, как закрываются отделы, оденет на спину, тем самым имитируя, как он будет носить его в школу, пусть скажет удобно ему или нет – это очень важно. Неплохо было бы положить в рюкзак какие-нибудь тяжести, соответствующие будущему весу книг и тетрадей.
    • Пусть ваш ребенок сам выберет расцветку или рисунок рюкзака, ведь он должен быть самым модным в классе и в школе, что придаст ему уверенности на пути к взрослой жизни.

    Все указанные правила стоит учитывать и при выборе рюкзака 

    для походов или спортивных секций. Но также следует помнить, что подобные виды рюкзаков легко можно найти в специализированных магазинах или крупных сетевых супермаркетах. К тому же там вам помогут квалифицированные и специально обученные работники. Поищите в магазинах удобный рюкзак – спасите Вашего ребенка от признаков сколиоза и болезней спины или мышц в будущем. В любом случае помните, Вашему малышу, в первую очередь, должно быть комфортно с обновкой и она ему должна понравиться.

    статья из женского журнала "Малина"

поделиться в: