ИПГ март 2024

 

 

 

 

 

 

 

БОРЬБА С ЭКСТРЕМИЗМОМ – ВАЖНЕЙШАЯ ЗАДАЧА ГОСУДАРСТВА И ОБЩЕСТВА 

(областная тема)

 

Сегодня мы становимся свидетелями стремительной виртуализации политического пространства. Никого не удивляет активное использование методов манипулирования общественным мнением. Распространяется практика целенаправленного информационного давления, наносящего существенный ущерб национальным интересам. Соперничество, борьба за достижение и удержание информационного превосходства занимают ключевое место в мировой конкуренции.

Законом «О противодействии экстремизму» определены основные термины, в частности, раскрыты понятия экстремизма, экстремистских материалов, организаций и формирований, символики и атрибутики, финансирования экстремистской деятельности. Также определены меры противодействия экстремизму.

Экстремизм (экстремистская деятельность) – деятельность граждан Республики Беларусь, иностранных граждан или лиц без гражданства (далее, если не указано иное, – граждане) либо политических партий, профессиональных союзов, других общественных объединений, религиозных и иных организаций, в том числе иностранных или международных организаций или их представительств (далее, если не указано иное, – организации), формирований и индивидуальных предпринимателей по планированию, организации, подготовке и совершению посягательств на независимость, территориальную целостность, суверенитет, основы конституционного строя, общественную безопасность путем:

насильственного изменения конституционного строя и (или) территориальной целостности Республики Беларусь;

захвата или удержания государственной власти неконституционным путем;

создания экстремистского формирования либо участия в экстремистском формировании;

содействия осуществлению экстремистской деятельности, прохождения обучения или иной подготовки для участия в такой деятельности;

распространения в этих целях заведомо ложных сведений о политическом, экономическом, социальном, военном или международном положении Республики Беларусь, правовом положении граждан в Республике Беларусь, дискредитирующих Республику Беларусь;

оскорбления в этих целях представителя власти в связи с исполнением им служебных обязанностей, дискредитации органов государственной власти и управления;

создания в этих целях незаконного вооруженного формирования;

осуществления террористической деятельности;

разжигания расовой, национальной, религиозной либо иной социальной вражды или розни, политической или идеологической вражды, вражды или розни в отношении какой-либо социальной группы, в том числе совершения в указанных целях противоправных деяний против общественного порядка и общественной нравственности, порядка управления, жизни и здоровья, личной свободы, чести и достоинства личности, имущества;

организации и осуществления массовых беспорядков, актов вандализма, сопряженных с повреждением или уничтожением имущества, захвата зданий и сооружений, иных действий, грубо нарушающих общественный порядок, либо активного участия в них по мотивам расовой, национальной, религиозной либо иной социальной вражды или розни, политической или идеологической вражды, вражды или розни в отношении какой-либо социальной группы;

совершения в этих целях незаконных действий в отношении оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ;

пропаганды исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности;

распространения экстремистских материалов, а равно изготовления, издания, хранения или перевозки таких материалов в целях распространения;

реабилитации нацизма, пропаганды или публичного демонстрирования, изготовления, распространения нацистской символики и атрибутики, а равно хранения или приобретения такой символики или атрибутики в целях распространения;

воспрепятствования законной деятельности государственных органов, в том числе Центральной избирательной комиссии, избирательных комиссий, комиссий по референдуму, комиссий по проведению голосования об отзыве депутата, а также законной деятельности должностных лиц этих органов, комиссий, совершенного с применением насилия, угрозы его применения, обмана, подкупа, а равно применения насилия либо угрозы насилием в отношении близких указанных должностных лиц в целях воспрепятствования их законной деятельности или принуждения к изменению характера такой деятельности либо из мести за исполнение ими служебных обязанностей;

финансирования экстремистской деятельности;

публичных призывов к организации или проведению в этих целях незаконных собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации или пикетирования с нарушением установленного порядка их организации или проведения, либо вовлечения лиц в участие в таких массовых мероприятиях путем насилия, угрозы применения насилия, обмана или выплаты вознаграждения, либо иной организации или проведения таких массовых мероприятий, если их проведение повлекло по неосторожности гибель людей, причинение тяжкого телесного повреждения одному или нескольким лицам или причинение ущерба в крупном размере;

публичных призывов к действиям, указанным в абзацах втором – семнадцатом настоящей части, а также публичного оправдания таких действий.

Существует понятие экстремистских материалов – это символика и атрибутика, информационная продукция (печатные, аудио-, аудиовизуальные и другие информационные сообщения и (или) материалы, плакаты, портреты, транспаранты и иная наглядная агитация, рекламная продукция), предназначенные для публичных демонстрации, использования и распространения либо распространенные любым способом в целях вовлечения в экстремистскую деятельность и ее пропаганды и признанные экстремистскими материалами по решению суда.

Справочно: Список материалов, признанных экстремистскими, постоянно актуализируется и с ним каждый гражданин может ознакомиться на сайте Министерства информации Республики Беларусь.

С развитием сферы информационно-коммуникационных технологий возросло число угроз и противоправных деяний, в т.ч. экстремистской направленности, совершаемых с использованием сети Интернет.

В настоящее время злоумышленниками совершенствуются формы и методы осуществления преступной деятельности, а совершая их в глобальной сети нарушители закона рассчитывают на то, что останутся безнаказанными и смогут избежать ответственности. Однако, благодаря должному уровню взаимодействия правоохранительных структур, раскрыто множество таких преступлений.

Вместе с тем, следует знать, что подписка – это элемент популяризации, распространения экстремистской информации, т.е. хранение в открытом доступе в сети Интернет (на личных страницах в социальных сетях либо мессенджерах «Вайбер», «Телеграмм» и т.д.) ссылок на телеграмм-каналы (чаты), включенные в республиканский список экстремистских материалов, и расценивается как хранение с целью распространения, что предусматривает административную ответственность, предусмотренную ст.19.11 КоАП («распространение, изготовление, хранение, перевозка информационной продукции, содержащей призывы к экстремистской деятельности или пропагандирующей такую деятельность»), а именно ч.2 указанной статьи.

Справочно: ч.2 ст.19.11 КоАП «Распространение информационной продукции, включенной в республиканский список экстремистских материалов, а равно изготовление, издание, хранение либо перевозка с целью распространения такой информационной продукции – влекут наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств, или общественные работы с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств, или административный арест с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств, на индивидуального предпринимателя – наложение штрафа в размере от пятидесяти до ста базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств, а на юридическое лицо – от ста до пятисот базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств.»

Кроме того, различная пропаганда – «слив» данных, репосты, комментарии, оказание поддержки в популяризации канала (в т.ч. лайки), финансирование – все это влечет в настоящее время административную ответственность.

Деанонимизировать правоохранители на сегодня могут практически любого, современные компьютерные программы позволяют это сделать; контролируются и проверяются, в том числе, и различные домовые чаты.

Продолжая тему административной ответственности за проявления экстремизма, следует остановиться ещё на одном составе административного правонарушения.

Ст.19.10 КоАП Республики Беларусь предусматривает административную ответственность за пропаганду или публичное демонстрирование, изготовление, распространение нацистской символики или атрибутики.

Как правило, выражается в публичной демонстрации в сети Интернет нацистской символики или атрибутики, либо нанесении татуировок с нацистской свастикой на открытые участки тела с той же целью (публичная демонстрация окружающим).

За совершение указанных действий Законом предусмотрена ответственность в виде наложения штрафа в размере до десяти базовых величин, общественных работ, административного ареста.

А если указанные действия совершены индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, то размер налагаемого штрафа составляет до пятидесяти базовых величин и до двухсот базовых величин соответственно.

Предусмотрена ответственность за повторность данного правонарушения в течение года после наложения административного взыскания. Влечет наложение штрафа в размере от десяти до двадцати базовых величин, общественных работ, административного ареста. В отношении индивидуального предпринимателя или юридическим лица, размер налагаемого штрафа составляет от двадцати до пятидесяти базовых величин и от пятидесяти до двухсот базовых величин соответственно.

Возвращаясь к теме соблюдения требований законодательства о массовых мероприятиях, следует остановиться на составе административного правонарушения, предусмотренного статьей 24.23 КоАП, который предусматривает ответственность за нарушение порядка организации и проведения массовых мероприятий.

Ответственность по указной статье КоАП наступает при участии в разного рода несанкционированных (проводимых без согласования) с местными органами исполнительной власти (администрации городов (района) митингах, шествиях, демонстрациях, пикетах, собраниях и т.д., а также за призывы к организации и проведению таких мероприятий.

Как участие в несанкционированных мероприятиях квалифицируется, в том числе, размещение незарегистрированной символики в виде бело-красно-белого флага в любом исполнении, герба «Пагоня» в месте доступном всеобщему обозрению (на стеклах, корпусе и в салонах автомашин, на окнах домов, элементах одежды, ручной клади, корпусах, чехлах мобильных телефонов и т.д.).

За совершение указанных действий Законом предусмотрена ответственность в виде штрафа до ста пятидесяти базовых величин, общественных работ, административного ареста, в отношении юридического лица – в виде штрафа от двадцати до двухсот базовых величин.

За повторное совершение аналогичных действий в течение одного года после наложения административного взыскания предусмотрена повышенная ответственность в виде штрафа в размере от двадцати до двухсот базовых величин или общественных работ, или административного ареста.

Если вышеуказанные действия совершены за вознаграждение, то Законом предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере от сорока до двухсот базовых величин или общественных работ, или административного ареста, в отношении юридического лица – в виде штрафа от двухсот пятидесяти до пятисот базовых величин

Сегодня имеются все возможности оперативно и качественно реагировать на вызовы и угрозы деструктивно настроенных граждан. Грамотные и профессиональные действия сотрудников правоохранительных структур, современные методики расследования и раскрытия преступлений, имеющийся правовой и технический инструментарий позволяют устанавливать и привлекать к ответственности лиц, причастных к совершению подобных преступлений.

Для того, чтобы снизить для себя опасность быть вовлечённым в экстремистскую деятельность, человеку необходимо сознательно относиться к своим поступкам и действиям, быть сильным внутренне, иметь твёрдую установку на неприятие расшатывания общества и традиционных устоев, чтобы на все подозрительные провокации сказать решительное «Нет!».

В случае, если под влиянием эмоций без злого умысла, либо поддавшись на провокацию, Вы совершили деяния, имеющие признаки экстремизма, следует помнить о гуманности белорусского законодательства, которое всегда дает шанс остановиться и возможность предотвратить непоправимое.

Справочно: в соответствии со ст.88 УК  лицо, впервые совершившее преступление, не представляющее большой общественной опасности, или менее тяжкое преступление, может быть освобождено от уголовной ответственности, если оно после совершения преступления добровольно явилось с повинной или активно способствовало выявлению и (или) раскрытию преступления, возместило причиненный преступлением ущерб (вред).

В рамках ст.3611 , 3612 лицо освобождается от уголовной ответственности, если оно своевременным сообщением государственным органам или иным образом способствовало выявлению, предотвращению либо пресечению деяний, отнесенных законодательством к экстремистской деятельности.

Лицо, совершившее финансирование экстремистской деятельности, освобождается от уголовной ответственности по настоящей статье, если оно своевременно заявило о содеянном и (или) иным образом способствовало предотвращению или выявлению этого преступления.

В заключение следует подчеркнуть, что экстремизм является одной из самых больших угроз общественной безопасности. Его методы жестоки и беспощадны, а жертвы – мирные люди. Экстремизм боится света и старается спрятаться среди законопослушных граждан.

Только сохраняя бдительность, все вместе мы сможем своевременно и решительно предотвратить экстремистские провокации и отстоять нашу страну, нашу Республику Беларусь.

 

РОЛЬ ПРОФСОЮЗНОГО ДВИЖЕНИЯ В

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ БРЕСТЧИНЫ, ЗАЩИТЕ ПРАВ ТРУДЯЩИХСЯ

(областная тема)

 

Деятельность профсоюзов Брестской области направлена на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов членов профсоюза, сохранение и увеличение профсоюзного членства и числа первичных профсоюзных организаций, на их финансовое укрепление, совершенствование и повышение качества работы профсоюзных кадров и актива, сохранение здоровья и жизни людей.

По состоянию на 1 января 2024 года в области действует 15 отраслевых профсоюзов, входящих в ФПБ, в том числе 13 профсоюзов, которые имеют руководящие областные органы.

В области работают 15 районных и 4 городских объединения профсоюзов, которые являются структурой ФПБ.

Численность профсоюзного членства на 1 января 2024 года составляет более 436 тыс. человек.

Охват профсоюзным членством по области составляет 91,1% (в 2022 году – 91,5%).

По состоянию на 01.01.2024 в области действует 3517 первичных профсоюзных организаций, 2867 (или 81,5 %) охвачены коллективно-договорными отношениями. Всего за 2023 год были созданы 180 первичных профсоюзных организаций. Действует 2785 коллективных договоров.

В течение 2023 года было заключено значительное количество коллективных договоров – 104. К сведению: в 2020 году было заключено 58 колдоговоров, 2021 – 78, 2022 – 65.

Справочно:

По состоянию на 01.01.2024 Ивацевичское районное объединение профсоюзов включает в себя 4 районных комитета отраслевых профсоюзов, 174 первичных профсоюзных организаций и представляет 14 отраслевых профсоюзов, входящих в Федерацию профсоюзов Беларуси. Наиболее массовым по количеству членов профсоюза является районный комитет профсоюза работников агропромышленного комплекса, который объединяет в себе 3018 членов профсоюза (в т.ч. 369 учащихся) в 32 первичных профсоюзных организациях. Наиболее массовым по количеству первичных профсоюзных организаций является районный комитет профсоюза работников образования и науки – это 61 первичная профсоюзная организация и 2191 член профсоюза. В организациях частной формы собственности создано 34 ППО, в которых из 720 работающих 332 являются членами профсоюза (46,1%).

Всего профсоюзным движением в районе охвачено 13 835 человек (из 14 291 работающих), что составляет 96,8% от общего количества работающих в этих организациях.

За 2023 год в Ивацевичском районе создано 5 первичных профсоюзных организаций: ППО Коссовского городского и сельских исполнительных комитетов Ивацевичского района, ППО фермерского хозяйства "МелисаЭко", ППО общества с ограниченной ответственностью "МАССИВ-ДРЕВ", ППО общества с ограниченной ответственностью "ИванДрев", ППО общества с ограниченной ответственностью "КОММОДУМ».

По состоянию на 01.01.2024 в Ивацевичском районе действует 145 коллективных договоров, которые распространяются на 13664 работника. В 2023 году заключено 6 коллективных договоров.

Социальное партнерство

Одним из ключевых моментов в работе профсоюзов является развитие социального партнерства - в соответствии со ст. 352 Трудового Кодекса Республики Беларусь это форма взаимодействия органов госуправления, объединений нанимателей, профсоюзов, уполномоченных представлять интересы субъектов социального партнерства при разработке и реализации социально-экономической политики государства, основанная на учете интересов различных слоев и групп общества в социально-трудовой сфере посредством переговоров, консультаций, отказа от конфронтации и социальных конфликтов.

Постоянно действующими органами системы социального партнерства являются советы по трудовым и социальным вопросам.

Справочно:

В Ивацевичском районе создан и действует районный Совет по трудовым и социальным вопросам. Заседания проводятся ежеквартально.

В Брестской области координацию работы социальных партнеров в сфере социально-трудовых отношений осуществляют 56 советов по трудовым и социальным вопросам, в том числе 20 местных и 36 отраслевых.

Основными инструментами взаимодействия социальных партнеров служат соглашения и коллективные договоры, в первую очередь Областное соглашение между Брестским областным исполнительным комитетом, областными объединениями нанимателей и областным объединением профсоюзов, которое само "является основой для коллективных переговоров, отраслевых и местных соглашений, заключаемых на уровне городов (районов) области, коллективных договоров в организациях". Положения и гарантии, включенные в областное Соглашение, являются обязательными для всех организаций, обособленных структурных подразделений организаций, расположенных на территории Брестской области, минимальными и не могут быть изменены в коллективных договорах в сторону снижения социальной, правовой и экономической защищенности работников.

Справочно:

Между Ивацевичским районным исполнительным комитетом, районными объединениями нанимателей, районным объединением профсоюзов подписано Соглашение на 2022-2024 годы. Данное соглашение разработано с учётом норм и положений, "социального пакета", заложенных в Соглашении между Брестским областным исполнительным комитетом, областными объединениями нанимателей и областным объединением профсоюзов на 2022-2024 годы.

Социальными партнерами принимаются меры, направленные на достижение важнейших параметров прогноза социально- экономического развития района, повышения социальной защищенности работников, рост реальной заработной платы, своевременность выплаты заработной платы, обеспечение занятости.

Ивацевичским районным объединением профсоюзов, районными организациями отраслевых профсоюзов осуществляются мониторинги выполнения нанимателями обязательств, включённых в коллективные договоры и Соглашения, а также общественный контроль за соблюдением нанимателями законодательства о труде, своевременной выплатой заработной платы, обеспечением размера заработной платы работников не ниже уровня минимальной заработной платы. Осуществляются мониторинги за состоянием охраны труда и пожарной безопасности, а также мониторинги коллективно-договорного регулирования трудовых и связанных с ними отношений по обеспечению соответствия коллективных договоров.

При всей широте направлений, которые сегодня ведут профсоюзные органы, главными были и остаются вопросы занятости, заработной платы и социальной поддержки членов профсоюза. И данные проблемные вопросы в первую очередь и решаются при активном участии сторон социального партнерства.

Дают свои плоды совместные усилия социальных партнеров в решении вопроса занятости. Ситуация на рынке труда остается полностью управляемой.

Число организаций, находящихся в режиме неполной занятости находится на низком уровне. В данном режиме находилось в текущем году от 7 до 12 организаций ежемесячно. Число работников находящихся в режиме неполной занятости постоянно уменьшается. К примеру, в период с 13 ноября по 15 декабря месяца 2023 года оно составило всего лишь 814 человек, в том числе 529 человек – в режиме простоя, а в режиме неполной занятости – 115 человек.

Справочно: в Ивацевичском районе на 19.03.2024 в режиме неполной занятости (1 час в неделю) работают 2 работника ООО "Профитсистем".

Осуществлялся контроль за соблюдением сроков выплаты заработной платы и правильностью ее начисления, своевременностью выплаты отпускных и расчетов при увольнении. При осуществлении общественного контроля выявлялись единичные случаи несвоевременной выплаты заработной платы работникам.

В течение 2023 года факты несвоевременной выплаты заработной платы были выявлены всего лишь в 7 организациях, в том числе на протяжении всего периода в ООО «Завод коммунальной техники» г. Дрогичина.

Справочно:

В Ивацевичском районе осуществляется ежемесячный контроль за соблюдением сроков выплаты заработной платы и правильностью ее начисления, своевременностью выплаты отпускных и расчетов при увольнении. В 2023 году выявлены случаи несвоевременной выплаты заработной платы работникам в организациях ИООО "Бытенский деревообрабатывающий завод", ООО "КомпасКММ", ООО "Компас-мебель", ООО "Компас-услуги", ООО "Петролес", крестьянское (фермерское) хозяйство "Полячка А.И." и ООО "ТК СТЭНЛИ".

За истекший период 2024 года случаи несвоевременной выплаты заработной платы не выявлены.

Правовая работа

Эту работу проводят 14 правовых (главных правовых) инспекторов труда областного объединения профсоюзов, областных организаций отраслевых профсоюзов, руководители профсоюзных организаций всех уровней, и «общественники» – правовые инспекторы труда в регионах по направлениям.

В 2023 году профсоюзными юристами проведено 648 мероприятий по осуществлению общественного контроля в отношении 641 организации (в том числе в 22, где нет профсоюзов), выявлено 2977 нарушений трудового законодательства, практически все они устранены нанимателями.

Кроме того, руководителями профсоюзных структур всех уровней в 2023 году проведено без малого 39 тысяч мероприятий по общественному контролю и выявлено 578 нарушений.

Общими усилиями работникам за отчетный период возвращено без малого более 1 миллиона рублей, незаконно удержанных или невыплаченных нанимателями, из них юристами – 790 тысяч.

Указанная сумма сложилась в связи с задержкой выплаты заработной платы, оплатой за сверхурочную работу, перерасчетом среднего заработка за время нахождения в командировке, невыплаченных мер стимулирования труда работникам, с которыми заключен контракт, доплаты до уровня минимальной заработной платы, за работу в ночное время и т.д. Особую озабоченность вызывают ситуации, связанные с невыплатой денежных сумм, предусмотренных нормами коллективных договоров.

Справочно:

Ивацевичским районным объединением профсоюзов в 2023 году проведено 40 мониторингов по вопросам соблюдения трудового законодательства. В результате проведённых мероприятий руководителям предприятий выдано 26 рекомендаций на устранение 38 нарушений и 14 справок. Все выявленные нарушения устранены нанимателями. При проведении подобных мониторингов  особое внимание уделяется вопросам своевременности выплаты зарплаты, отпускных, окончательного расчёта при увольнении. Немаловажными являются вопросы привлечения работников к дисциплинарной ответственности, к работе в выходные и праздничные дни.

В Брестской области традиционно уделяется особое внимание вопросам обучения кадров и актива, консультированию граждан в соответствии с требованиями Федерации профсоюзов Беларуси и нормами действующего законодательства.

Правовое информирование в устной форме:

осуществляется в ходе проведения Республиканского профсоюзного правового приема граждан, а также во взаимодействии с информационными группами, созданными в органах власти и управления, с «Белорусским обществом «Знание», с Международным университетом МИТСО, путем организации и участия в диалоговых площадках, в ходе проведения лекций, семинаров, круглых столов с профактивом и специалистами организаций. Юристами, руководителями профсоюзных организаций всех уровней проведено 1190 различных мероприятий, направленных на повышение правовой грамотности работников как в г. Бресте, так и в регионах.

С 2021 года в Брестском областном исполнительном комитете сформирована Брестская областная группа по правовому просвещению, в которую также включены представители профсоюзов. В течение 2023 года профсоюзные активисты регулярно принимали участие в работе таких приемов.

В отчетном периоде проведено 277 приемов в ходе проведения Республиканского профсоюзного правового приема граждан. В каждом райгоробъединении профсоюзов ежемесячно проходит 2 приема, один из которых на территории одной из организаций. В 2023 году юристам поступило 716 вопросов (2022 – 483) от 697 человек (2022 – 461). Проблемы были в первом полугодии, когда приемы были проведены не во всех районах. Причины недоработки были изучены, обсуждены, сделаны выводы и по итогам года нам удалось изменить ситуацию, что видно по ранее названным цифрам.

За отчетный период профсоюзными юристами прочитано 158 лекций в ходе объявляемых ФПБ дней правового просвещения и правовой культуры в трудовых коллективах, где обучено 4070 человек. Эти мероприятия, проводимые практически «на рабочих местах» были востребованы. 

Все мероприятия проводились с участием профсоюзного актива, прокуроров, представителей региональных средств массовой информации.

Справочно:

В 2023 году в Ивацевичском районе проведено 9 профсоюзных правовых приёмов граждан в различных организациях района. Всего в рамках профсоюзных приёмов граждан правовыми (главными правовыми) инспекторами труда профсоюзов было принято 40 человек по 45 вопросам, связанным с законодательством о труде. Анализ содержания обращений, поступивших на приёмах граждан, показал, что основная масса приходится на обращения по правовым вопросам, затрагивающим трудовую деятельность граждан – 82,4%. Также членов профсоюзов интересовали вопросы применения пенсионного законодательства, разрешения индивидуальных трудовых споров. Всем обратившимся даны компетентные ответы, разъяснения и рекомендации.

Ежемесячно в ходе правового приёма проводился день правового просвещения и правовой культуры. Рассматриваемые темы - "Вопросы избирательного законодательства" и "Новшества Трудового кодекса Республики Беларусь-2024".

Правовое консультирование в устной форме:

За 2023 год работникам дано 14222 устных консультаций. Юристами – 3956;

Председателями районных, городских объединений профсоюзов, профсоюзными инспекторами труда – 1456;

Председателями первичных профсоюзных организаций, районных, городских организаций отраслевых профсоюзов – 8810.

Справочно:

В течение 2023 года председателем Ивацевичского районного объединения профсоюзов совместно с правовым инспектором труда дано 108 консультаций членам профсоюзов по правовым вопросам.

Широко используем средства массовой информации, Интернет- ресурсы. Работа ведется напрямую с гражданами в режиме онлайн через портал ФПБ 1 проф.бай, рубрики «Вопрос-Ответ» на сайтах областных организации отраслевых профсоюзов, рай-,горобъединений профсоюзов, мессенджерах и социальных сетях.

Во исполнение Соглашения между Генеральной прокуратурой Республики Беларусь и Федерацией профсоюзов Беларуси о взаимодействии в сфере защиты конституционных прав и гарантий трудящихся нами продолжено ежеквартальное проведение прямых линий с читателями газеты «ЗАРЯ», по актуальным вопросам законодательства о труде, охране труда, оплаты труда с участием председателя областного объединения профсоюзов и заместителя прокурора Брестской области. Ответы на вопросы читателей публикуются на страницах газеты, на сайте газеты.

Правовое просвещение в форме оказания юридической помощи.

Эту работу в Брестской области осуществляет профсоюзная юридическая служба, которая состоит правовой инспекции областного объединения профсоюзов и правовых инспекций областных организаций отраслевых профсоюзов. Функции координации ее деятельности на территории области возложены на областное объединение профсоюзов.

В 2023 году профсоюзными юристами составлено 78 процессуальных документов, из них 45 – в судебные органы, 8 заявлений в комиссии по трудовым спорам, 25 – иных документов. Вступили в силу 11 решений судов, вынесенных в пользу работников, в рассмотрении которых принимали участие профсоюзы. Без обращения в суд разрешено 28 трудовых споров.

Справочно:

В 2023 году интересы жительницы Ивацевичского района, оператора машинного доения, представила в суде правовой инспектор Брестской областной профсоюзной организации Белорусского профсоюза работников агропромышленного комплекса. Обратившейся было отказано в назначении льготной пенсии по вине ее бывшего работодателя в связи с утратой подтверждающих льготный стаж документов. Правовой инспектор выступила с исковым заявлением о взыскании материального ущерба в размере неполученной пенсии. Решение суда вынесено в пользу работника.

Работникам возвращено 32335,5 рублей, незаконно удержанных или невыплаченных нанимателями через решения судов на основании подготовленных нами документов.

Вместе с тем, юристы прилагают максимум усилий, чтобы решать спорные вопросы не доводя дело до разбирательств в суде. Без судебных разбирательств 28 споров решены в пользу работников.

Нормотворчество

Реализуя последовательную политику по усилению позиций профсоюзов, повышению их авторитета и влияния в жизни страны, Федерация профсоюзов Беларуси активно участвует в нормотворческом процессе. Постоянно запрашивает и учитывает мнения с мест по вопросам совершенствования действующего законодательства в различных сферах.

В 2023 году специалистами Брестского областного объединения профсоюзов по поручению ФПБ рассмотрено более 66 проектов различных нормативных правовых актов, затрагивающих трудовые и социально-экономические права и интересы работников, в большинство из которых были внесены предложения и замечания.

Многие предложения профсоюзных юристов, ранее направленных в ФПБ, были включены в новую редакцию Трудового кодекса, налогового кодекса и других документов нормативного характера.

В рамках социального партнерства органы исполнительной власти и местного самоуправления направляют профсоюзам проекты нормативных правовых актов, подлежащих обязательной юридической экспертизе для последующей регистрации в Национальном реестре правовых актов, с целью внесения замечаний и предложений. В 2023 году Брестский облисполком принял 44 таких решения, из которых лишь 6 затрагивали социально-экономические права и интересы граждан, и были направлены в областное объединение профсоюзов для изучения и предложений. Брестским областным советом депутатов решения, которые затрагивали бы трудовые и социально- экономические права граждан.

Председатели городских и районных объединений профсоюзов объединений профсоюзов проводят эту работу на региональном уровне: ими изучено и завизировано 563 проекта решений, принятых горрайисполкомами и 83 проекта решений горрайсоветов Брестской области.

В ряде случаев ими вносились предложения, учтенные в последующем разработчиками. В частности, в качестве одного из критериев оценки участников смотров-конкурсов включено наличие профсоюзной организации.

Справочно:

В 2023 году Ивацевичским районным объединением профсоюзов рассмотрено и согласовано 29 проектов решений Ивацевичского районного исполнительного комитета и 5 проектов решений районного Совета Депутатов, затрагивающих трудовые и социально-экономические права и интересы граждан.

Охрана труда

Вся работа профсоюзов в области охраны труда направлена на профилактику производственного травматизма.

Эту работу в области осуществляют 15 штатных технических инспекторов труда, более 1,5 тысяч общественных комиссий по охране труда, более 10 тысяч общественных инспекторов по охране труда, 16 профсоюзных инспекторов по охране труда. Из общего числа профсоюзных инспекторов по охране труда 5 профсоюзных инспектора являются неработающими пенсионерами.

За 2023 год техническими инспекторами проведены 172 плановых проверки и 903 мониторинга (в 2022 году – 167 и 892 соответственно). В результате проведенных проверок и мониторингов техническими инспекторами труда было выдано нанимателям 170 представлений, 859 рекомендаций на устранение 7974 (в 2022 году – 7937) выявленных нарушений, 46 справок, приостановлена эксплуатация 162 единиц машин, оборудования, механизмов (в 2022 году – 188).

Справочно:

Председателем Ивацевичского районного объединения профсоюзов совместно с профсоюзным инспектором по охране труда проведено 22 мониторинга соблюдения законодательства об охране труда, в ходе которых руководителям выдано 22 рекомендации на устранение 114 выявленных нарушений, дано 22 консультации по вопросам соблюдения законодательства об охране труда. Все выявленные нарушения устранены нанимателями.

32 проверки и 26 мониторингов было осуществлено на 58 предприятиях, где не созданы первичные профсоюзные организации, по результатам их выдано нанимателям 32 представления, 26 рекомендаций на устранение 1047 выявленных нарушений.

Среднее количество нарушений на предприятиях, где есть профсоюз, составляет 7,8, а там, где не создан профсоюз – 18,00 нарушений, что больше чем в 2 раза.

Общественными инспекторами по охране труда ежегодно проводят более 46 тыс. мониторингов, выдается более 24 тыс. рекомендаций на устранение более 45 тыс. выявленных нарушений.

В 2023 году в Брестской области продолжили работу 2 рейдовые группы технической инспекции труда ФПБ.

Рейдовые группы посетили все районы области, а также города Брест, Барановичи, Пинск.

Были охвачены мониторингом 227 (в 2022 – 205) организаций. По результатам работы рейдовых групп техническими инспекторами труда было выдано 211 рекомендаций на устранение 1508 (в 2022 году – 1545) нарушений, 16 справок, приостановлена эксплуатация 55 (в 2022 году – 52) единиц оборудования, инструмента, как не соответствующих требованиям безопасности.

Справочно:

В организациях и учреждениях Ивацевичского района с 14 по 15 марта 2023 г. рейдовой группой технической инспекции труда Федерации профсоюзов Беларуси (далее – ФПБ) был проведён мониторинг состояния работы по соблюдению законодательства об охране труда. Всего мониторингом было охвачено 12 организаций и учреждений Ивацевичского района.

Техническими инспекторами труда ФПБ были посещены Ивацевичский участок почтовой связи Березовского регионального узла почтовой связи Брестского филиала РУП "Белпочта", государственное унитарное производственное предприятие "Ивацевичское предприятие мелиоративных систем", филиал "Автомобильный парк № 14 г.Ивацевичи" открытого акционерного общества "Брестоблавтотранс", учебно-спортивное учреждение "Детско-юношеская спортивная школа Ивацевичского района", обособленное структурное подразделение "Ивацевичский спиртзавод" ОАО "Брестский ликероводочный завод "БелАлко", государственное учреждение образования "Подстаринская средняя школа", филиал "Автобаза" Ивацевичского районного потребительского общества, филиал "Коопзаготпром" Ивацевичского районного потребительского общества, открытое акционерное общество "Домановский производственно-торговый комбинат", государственное унитарное производственное предприятие "Ивацевичское ЖКХ", государственное учреждение образования "Детский сад № 1 г.Ивацевичи", государственное учреждение культуры "Ивацевичская районная библиотечная сеть".

По результатам мониторинга руководителям организаций и учреждений были выданы 1 справка и 11 рекомендаций на устранение 83 выявленных нарушений законодательства об охране труда, приостановлена эксплуатация 3 единиц оборудования, механизмов, инструментов, не отвечающих требованиям безопасности. Техническими инспекторами труда ФПБ нанимателям, председателям профсоюзных комитетов, в части их касающейся, было предложено устранить выявленные нарушения законодательства об охране труда, выполнения коллективных договоров. Итоги работы рейдовой группы технической инспекции труда в Ивацевичском районе рассмотрены на заседании Ивацевичского районного исполнительного комитета. По результатам рассмотрения принято решение от 04.04.2023 №460 "Об устранении нарушений, выявленных в ходе мониторинга".

В 2023 году постоянно проводилась целенаправленная работа по выполнению требований Директивы Президента Республики Беларусь от 11 марта 2004 г. № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины», направленной на повышение эффективности общественного контроля за соблюдением законодательства об охране труда, укрепления трудовой и производственной дисциплины и снижения травматизма на производстве.

Изучались вопросы состояния трудовой и производственно-технологической дисциплины, контроля за организацией и порядком проведения предрейсовых и иных медицинских обследований водителей, а также соответствием технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения. На особом контроле у технических инспекторов труда и проведение освидетельствований на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения работающих в организациях. Надо отметить, что в большинстве организаций этот вопрос решен, там, где есть недоработки, технические инспекторы труда в своих рекомендациях и представлениях выдавали требования об обязательном проведении предрейсовых и иных медицинских обследований водителей, а также освидетельствования на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения работающих.

Так, например, в Филиале «Барановичский комбинат железобетонных конструкций» ОАО «Кричевцементношифер» рекомендовано завести журнал проведения контроля состояния водителей в соответствии требованиям законодательства об охране труда.

Профсоюзы организуют обучение общественных инспекторов по охране труда. Наниматели обеспечивают условия для обязательного регулярного участия общественных инспекторов по охране труда в осуществлении контроля за соблюдением законодательства об охране труда, а также в осуществлении контроля за соблюдением работниками требований по охране труда в порядке, определённом законодательством. Материально поощряют работников, оказывающих содействие и сотрудничающих с нанимателем в деле обеспечения здоровых и безопасных условий труда.

Плановое обучение общественных инспекторов по охране труда проводит Брестский учебно-методический отдел Республиканского учебно-методического центра профсоюзов Учреждения образования Федерации профсоюзов Беларуси «Международный университет «МИТСО».

В 2023 году учебно-методическим центром обучено всего 330 общественных инспекторов по охране труда (в том числе и по видеосвязи) (в 2022 – 447). Обучение общественных инспекторов по охране труда проводили и областные организации отраслевых профсоюзов.

Наниматели включают в коллективные договоры положения о выплате:

- семье погибшего по вине нанимателя на производстве работника помимо установленного законодательством возмещения ущерба единовременной материальной помощи в размере не менее 10 годовых заработков погибшего, исчисленных по заработку за год от месяца, предшествующего несчастному случаю;

- работнику, утратившему профессиональную трудоспособность в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания по вине нанимателя, - единовременной материальной помощи в размере одного среднемесячного заработка за каждый процент утраты профессиональной трудоспособности. Выплачиваемая материальная помощь снижается пропорционально степени вины потерпевшего, определенной в документах расследования несчастного случая на производстве или профессионального заболевания.

Например, в соответствии с коллективными договорами пострадавшим и семьям погибших в 2022 году нанимателями предприятий области выплачено 821748 рублей (в 2021 году выплаты составили 425523 рублей). Контроль со стороны профсоюзов за выплатами согласно коллективным договорам продолжается.

 

м

ИНФОРМАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ

для проведения разъяснительной работы в трудовых коллективах по предупреждению пожаров из-за выжигания

сухой растительности

 

С наступлением весны начинается пожароопасный период, так как люди начинают наводить порядок на придомовой территории и земельных участках, сжигая сухую растительность и прошлогоднюю листву. Каждый год спасатели продолжают выезжать на тысячи пожаров, связанных с сезонным палом. Согласно статистике в 2023 году в республике произошло 3 322 пожара (2022 год – 7 990) в природных экосистемах, на которых погибло 2 человека (2022 год – 17). Из них зафиксировано 2 617 (2022 год – 7 258) случаев горения травы и кустарников на площади 306,8 га (2022 год – 1829,1). На территории Брестской области в 2023 году зафиксировано 390 случаев горения травы и кустарников на площади 38,3 га. Первый случай сезонных палов зарегистрирован 18 февраля в г.Жабинка.

Спаравочно:

За 2023 год на территории Ивацевичского района зарегистрировано 35 случаев возгораний в  природных экосистемах. На 18.03.2024 зарегистрировано 12 случаев, (2023 год 3 случая). Первый случай в 2024 году зарегистрирован в 9 марта.

Стоит отметить, что в Беларуси согласно статье 16.40 Кодекса об административных правонарушениях за незаконное выжигание сухой растительности, трав на корню, а также стерни и пожнивных остатков на полях либо непринятие мер по ликвидации палов виновные лица привлекаются к административной ответственности в виде штрафа в размере от 10 до 30 базовых величин. В соответствии со статьей 16.41 за разведение костров в запрещенных местах предусмотрено наложение штрафа до 12 базовых величин. В случае причинения ущерба в особо крупном размере наступает уголовная ответственность.

Кроме того, статьей 46 Закона Республики Беларусь от 15 июня 1993 г. № 2403-XII «О пожарной безопасности» (далее – Закон) предусмотрено, что лица, нарушающие или не выполняющие требования законодательства о пожарной безопасности и международных актов, требования, предписания, вынесенные (выданные) органами государственного пожарного надзора, лица, виновные в возникновении пожаров, несут дисциплинарную, материальную, административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством. Одновременно статьей 18 указанного Закона местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы наделены полномочиями на установление в случае повышения пожарной опасности на соответствующих территориях особого противопожарного режима и дополнительных требований пожарной безопасности, в том числе запрет на разведение костров, посещение лесов и т.д.

Если вы все же решили развести костер у себя на подворье, то не стоит пренебрегать простыми мерами предосторожности. При выборе способов утилизации сухой растительности, пожнивных остатков лучше отдавать приоритет безопасным. Требования пожарной безопасности к содержанию придомовой территории и земельных участков установлены в Правилах пожарной безопасности для жилых домов, строений и сооружений, расположенных на придомовой территории, садовых домиков, хозяйственных строений и сооружений, расположенных на земельном участке, предоставленном для ведения коллективного садоводства, дач, хозяйственных строений и сооружений, расположенных на земельном участке, предоставленном для дачного строительства, утвержденных постановлением МЧС от 25.03.2020 № 13 (далее – Правила). В соответствии с пунктами 10, 12 Правил на придомовой территории и земельных участках допускается разведение костров, использование специальных приспособлений для приготовления пищи (мангалов, грилей, барбекю и др.) при условии выполнения следующих требований:

– разводить костры следует при условии обеспечения гражданами непрерывного визуального контроля за процессом горения и тления;

– места для разведения костров должны быть очищены от горючих веществ и материалов, сухой растительности. Рекомендуются обкопать место костра либо разводить его в специальной негорючей емкости.

– в доступности необходимо иметь средства тушения, к которым относятся первичные средства пожаротушения (огнетушители, немеханизированный ручной пожарный инструмент, емкости с запасом воды, полотнища противопожарные), емкости с сыпучими материалами и т.п. При этом согласно подпункту 4.2 пункта 4 Правил граждане обязаны уметь применять первичные средства пожаротушения для тушения очагов горения;

– процесс горения и тления должен осуществляться таким образом, чтобы пламя и искры не попадали на горючие элементы зданий, хозяйственных строений и сооружений, на хранящиеся горючие вещества и материалы. При этом, безопасное расстояние определяется гражданином самостоятельно исходя из размеров костра, вида горючих материалов и погодных условий;

– по окончании процесса горения остатки горящих (тлеющих) материалов должны быть потушены до полного прекращения тления.

Согласно пунктам 6,11,12 Правил не допускается:

– выжигание сухой растительности на корню на придомовой территории, земельных участках, предоставленных для ведения коллективного садоводства или дачного строительства;

– разведение костров на торфяных грунтах, под кронами деревьев;

– использование для разжигания костров и угля легковоспламеняющихся и горючих жидкостей (за исключением жидкостей, специально предназначенных для розжига).

Кроме того, согласно пункту 16 главы 4 Правил не допускается разведение костров, использование специальных приспособлений для приготовления пищи в зданиях, хозяйственных строениях и сооружениях, а также на балконах, в лоджиях, на террасах, кровлях и стилобатах, за исключением, если их размещение предусмотрено проектной документацией.

Справочно: согласно статье 20 Закона Республики Беларусь от 14 июня 2003 г. № 205-З «О растительном мире» разведение костров, сжигание растительных остатков на территориях общего пользования в населенных пунктах, за исключением специально обустроенных для этого мест, определенных решениями местных исполнительных и распорядительных органов, не допускаются, а на остальных территориях допускаются с соблюдением требований в области охраны окружающей среды и правил пожарной безопасности. При этом, выжигание сухой растительности (сухих растений) и ее остатков на корню запрещается, если иное не предусмотрено законодательством об охране окружающей среды, об охране и использовании животного мира и в области организации деятельности по обеспечению пожарной безопасности. Кроме того, пользователи объектов растительного мира, земельных участков или водных объектов обязаны соблюдать правила пожарной безопасности, и в случае обнаружения очагов возгорания объектов растительного мира принять меры по их ликвидации.

Реализация в полном объеме указанных требований позволяет свести к минимуму вероятность возникновения загораний и пожаров. В случае невозможности соблюдения гражданином Правил разведение костров не допускается. Ознакомиться с Правилами можно на официальном сайте МЧС в глобальной компьютерной сети Интернет (https://mchs.gov.by/) в разделе «Гражданам».

Ежегодно работники МЧС среди основных причин возгораний в природных экосистемах выделяют неосторожное обращение с огнем гражданами и выжигание сухой растительности, т.е. человеческий фактор. Чаще всего жертвами таких пожаров становятся наводящие на участках порядок пенсионеры.

Один из таких случаев произошел 22 марта 2023 г. Спасателям поступило сообщение о загорании сухой травы в аг. Поречье Гродненского района. Как выяснилось, местная 78-летняя жительница, наводя порядок на подворье, развела костер. Порывом ветра пламя перебросилось на сухую траву. Пенсионерка испугалась и сообщила о случившемся в МЧС. Спасатели оперативно справились с возгоранием, не допустив распространения огня на большую площадь.

15 апреля 2023 г. в МЧС от местных жителей поступило сообщение о горении сухой растительности в д. Красное Мстиславского района. В ходе самостоятельного тушения пожара пострадал 80-летний хозяин участка. Как выяснилось, за сараем он жег мусор и неотлучно следил за процессом горения. Вот только пенсионер не учел силу и переменчивость направления ветра. Огонь перебросился на сухостой и мгновенно распространился по направлению к полю. На помощь прибежали местные жители, они сдерживали распространение огня до приезда спасателей. Пытаясь справится с пожаром, хозяин участка получил ожоги и был госпитализирован.

Зачастую человеческая беспечность, халатность и пренебрежение элементарными правилами безопасности приводят к самым непредсказуемым последствиям. Известны случаи, когда при разведении костров на придомовой территории люди используют легковоспламеняющиеся жидкости, что доказывают многочисленные примеры из оперативных сводок.

Так, 14 июня 2023 г. недалеко от г. Гомеля в районе аг. Поколюбичи при розжиге костра двое отдыхающих получили ожоги. Как выяснилось, товарищи во время отдыха решили разжечь костер с использованием бензина. Произошла вспышка паров легковоспламеняющейся жидкости. С диагнозом «термический ожог лица, шеи, ушных раковин I, II, III степени» пострадавших госпитализировали в ожоговое отделение больницы.

В этот же день пострадал житель д. Уза Буда-Кошелевского района. Мужчина сжигал мусор на территории частного подворья. Когда горевший костер вышел из-под контроля, он попытался потушить огонь самостоятельно. Мужчина взял бутылку с жидкостью и плеснул в костер. Этой жидкостью оказался бензин – произошла вспышка. Пострадавший получил термический ожог 25 % тела и был госпитализирован.

17 июля 2023 г. пытаясь сжечь прошлогоднюю листву с помощью бензина, жительница д. Бакшты Ивьевского района получила ожоги. Женщина 1976 года рождения убирала на придомовом участке. Она собрала сухие ветки и растительность, которые решила сжечь. Для розжига облила мусор бензином. В тот момент, когда женщина поднесла зажженную спичку к мусору, вспыхнули пары, и на ней загорелась одежда. Сожитель потушил пламя на пострадавшей и вызвал медиков. Пострадавшую госпитализировали в реанимацию местной больницы.

Закономерность таких пожаров в том, что люди намеренно сжигают сухую растительность, не задумываясь о последствиях. Их желание таким образом навести порядок на своем участке чаще всего несет только разрушения и материальные потери. Разбушевавшееся пламя трудно остановить, а пострадать может не только имущество, но и сам поджигатель. Иногда палы сухой травы могут привести к самым тяжёлым последствиям – гибели людей.

9 апреля 2023 г. трагедией закончилось наведение порядка на приусадебном участке в деревне Галенчицы Ивацевичского района.  На линию «101» поступило сообщение о загорании сухой растительности.

Прибывшие к месту вызова спасатели выяснили, что в поле за приусадебными участками горела сухая растительность, была угроза строениям. На выгоревшем поле работники МЧС обнаружили местного жителя 1961 г.р.

Как выяснилось позже, мужчина сжигал мусор, огонь вышел из-под контроля и перекинулся на траву. Попытки самостоятельно потушить пламя закончились неудачей.

Пострадавшего с ожогами тела госпитализировали. 27 апреля от полученных травм он скончался в больнице.

25 апреля 2023 г. ещё один трагический случай произошёл в д. Голевцы Щучинского района. МЧС вызвали обеспокоенные жители – на окраине деревни горела сухая трава на площади около 0,2 га. Как выяснилось позже, житель областного центра приехал в деревню для наведения порядка на дачном участке. Мужчина собрал мусор и ветки, затем развел костер на окраине деревни на расстоянии 150 метров от дома. Сельчане, увидев пламя, сообщили о случившемся спасателям. Прибывшие работники МЧС при тушении пожара обнаружили обгоревшее тело мужчины 1950 года рождения.

Травяные палы быстро распространяются, особенно в ветреную погоду. Огонь раздувается мгновенно, его очень сложно удержать и остановить. Разведение костров на приусадебном участке или вблизи строений может стать не только причиной пожара, но и нанести значительный ущерб, а то и полностью уничтожить жилые дома, постройки и сараи.

9 мая 2023 г. в садовом товариществе «Пчелка» д. Тарусичи загорелась хозяйственная постройка. Когда работники МЧС прибыли к месту вызова, деревянное строение было полностью охвачено огнем. Как выяснилось, накануне случившегося пенсионер сжигал мусор в металлической бочке. В какой-то момент мужчина отвлекся, а порывы ветра перебросили огонь на хозяйственную постройку. Соседи, увидев случившееся, сообщили спасателям. Около 20 минут потребовалась работникам МЧС, чтобы ликвидировать пожар. В результате произошедшего огонь уничтожил строение, повредил стены рядом стоящей хозяйственной постройки. При попытке самостоятельного тушения пожара пенсионер получил термические ожоги.

26 марта 2023 г. мостовским спасателям поступило сообщение о пожаре в д. Руда Липичанская. Звонившая женщина была обеспокоена тем, что огонь быстро распространяется по сухой траве и просила помощи. Порывами ветра пламя молниеносно охватило дома и хозпостройки. В ликвидации возгорания было задействовано десять пожарных расчетов, привлечены работники лесхоза и местного сельхозпредприятия на спецтехнике. Потребовалось более двух часов, чтобы справиться с огненной волной. Общими усилиями удалось уберечь от огня 8 жилых домов и 14 хозяйственных построек. Пожаром уничтожены 2 жилых дома, 3 нежилых дома и 17 хозпостроек. Известно, что супруги приехали в родительский дом, который использовали как дачу, чтобы навести порядок на подворье. Собрали мусор и развели костер. Однако не учли сильный ветер, который в считанные секунды разнёс пламя на десятки метров.

Также владельцам загородных домов и дач не стоит забывать о правилах безопасности при использовании мангалов, нарушение которых может привести к пожарам и травмам.

20 мая 2023 г. в Кореличскую районную больницу обратился мужчина 1986 года рождения. Как рассказал пострадавший, он разжигал мангал. Для того, чтобы ускорить процесс, мужчина воспользовался растворителем. Поднеся спичку к пролитой жидкости, произошла вспышка паров и выброс пламени. Молодой человек получил термические ожоги лица.

9 июня 2023 г. мужчина 1964 года рождения находился в гостях у друзей в Островецком районе и разжигал мангал. Для этого он использовал жидкость для розжига. От поднесенной спички произошел выброс пламени. На мужчине загорелась одежда. Ему удалось самому справиться с огнем, опрокинув на себя ведро с водой. При помощи ведра с водой мужчина самостоятельно справился с возгоранием и обратился за медицинской помощью в районную больницу. Тем не менее, он серьезно пострадал и с термическими ожогами был госпитализирован в реанимационное отделение районной больницы.

МЧС призывает о необходимости соблюдения правил пожарной безопасности при наведении порядка на придомовой территории и земельных участках, а также при использовании специальных приспособлений для приготовления пищи (мангалов, грилей, барбекю и др.). Однако, если вы все же стали очевидцем горения сухой растительности:

– оцените обстановку;

– если очаг небольшой, сбейте пламя связкой прутьев или веток лиственных деревьев, забросайте песком или залейте водой;

– потушите пожар, не уходите до тех пор, пока не убедитесь, что огонь не разгорелся снова;

– если очаг большой, немедленно позвоните по телефону 101 или 112, постарайтесь как можно быстрее покинуть место пожара.

 

РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ: ПРОЕКТЫ БУДУЩЕГО

 

Материал подготовлен

Академией управления при Президенте Республики Беларусь

на основе информации Министерства образования Республики Беларусь,

Министерства промышленности Республики Беларусь,

ГКНТ, НАН Беларуси,

материалов агентства «БелТА» и газеты «СБ. Беларусь сегодня»

 

 

15 марта 2024 г. исполняется 30 лет со дня принятия Конституции Республики Беларусь. Ее основной нормой стало введение института президентства, что существенным образом определило траекторию развития нашей страны.

Выбрав предложенный Президентом А.Г.Лукашенко курс, мы избежали войн и потрясений, сохранили и приумножили достижения советского периода, обеспечили независимость в ключевых отраслях – в промышленности, энергетике, сельском хозяйстве, здравоохранении и других. В условиях сложной ситуации в мировой экономике каждому в нашей стране государством гарантированы работа и соответствующая заработная плата, доступное образование и медицина, безопасность жизни и помощь в любой трудной жизненной ситуации.

Спустя три десятка лет можно сказать уверенно – суверенная и независимая Республика Беларусь состоялась. Но остановиться на достигнутом и почивать на лаврах чревато быть отброшенным на обочину истории. Любую здоровую нацию отличает стремление мечтать, ставить новые цели, жить во имя будущего. Не являются исключением и белорусы. Уже сегодня мы закладываем фундамент нашего завтра, развиваем проекты, которые позволят быть сильными и успешными в стремительно меняющемся мире. Технологические прорывы, как условие нашего самосохранения, нужны уже не нам, они нужны нашим детям.

Сегодня научно-технологический суверенитет государства является залогом его политической и экономической независимости. Не размеры территории и природные ископаемые, а интеллектуальный ресурс и человеческий капитал являются настоящими национальными богатствами нации. Это позволяет белорусам с оптимизмом смотреть в будущее.

В начале 1990-х годов наша страна столкнулась с угрозой уничтожения своего научного потенциала. Останавливалось финансирование исследовательских программ, закрывались научные школы, страну покидали талантливые ученые. На все возмущения и упреки относительно такой политики звучал универсальный ответ, что, дескать, «лучше и выгоднее не придумывать и производить самим, затрачивая огромные ресурсы, а покупать все на передовом Западе».

Переломить тенденцию, ведущую к катастрофе, удалось лишь с приходом к власти действующего Президента Беларуси А.Г.Лукашенко. Логика была проста: если не сохранить уникальную советскую белорусскую науку, не продолжить ее традиции с учетом перехода на новый технологический уклад, то нам достанется роль периферии и колонии для более сильных и успешных наций. Выбор пути был очевиден.

Сегодня мы успешно запускаем в космос свои спутники. Уверенно вступили в клуб ядерных держав. Штурмуем Антарктиду. Развиваем востребованные во всем мире передовые IT- и биотехнологии. И речь идет не столько о конкретных достижениях, открытиях и изобретениях, да, это важно. Но еще важнее – это проектное стратегическое мышление нынешнего поколения белорусов, поколения творцов и созидателей.

 

РАЗВИТИЕ АТОМНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ

Важнейший маркер нацеленности государства на решение стратегических задач – достижение энергетической независимости.

Справочно:

Еще в 1965 году в Институте ядерной энергетики в г.п. Сосны был построен исследовательский атомный реактор, здесь же белорусские ученые разработали первую в СССР передвижную атомную энергетическую установку.

В 2013 году в Беларуси был дан старт строительству Белорусской атомной электростанции (далее – БелАЭС) около г.Островец Гродненской области. Первый энергоблок был введен в промышленную эксплуатацию в июне 2021 г., а в ноябре 2023 г. был подписан акт приемки в эксплуатацию пускового комплекса второго энергоблока БелАЭС. В настоящее время АЭС эксплуатируются лишь в 32 странах.

Благодаря БелАЭС Беларусь получила ряд конкурентных преимуществ и смогла значительно укрепить энергетическую безопасность:

– получен мощный источник относительно дешевой экологически чистой электроэнергии;

– наша страна полностью отказалась от импорта электрической энергии;

– снижена зависимость республики от импортируемого природного газа;

– БелАЭС обеспечивает удовлетворение возрастающего спроса на электроэнергию реальным сектором экономики и населением.

Глава государства А.Г.Лукашенко 3 ноября 2023 г. во время посещения Островецкого района особо отметил: «БелАЭС – это основа для дальнейшего развития страны… Наша страна таким образом стремительно ворвалась в атомную элиту мира».

В настоящее время доля атомной энергетики в общем потреблении электроэнергии в нашей стране выше, чем в США и России. С вводом второго энергоблока БелАЭС ежегодно будет вырабатываться порядка 18 млрд кВт*ч. Это обеспечит более 40% внутренних потребностей страны в электроэнергии. Возобновляемые источники энергии, такие, как солнце и ветер, важны. Однако атомная энергетика – это надежное, гарантированное и чистое электричество, гарантия стабильности работы энергосистемы.

Важно отметить, что развитие атомной энергетики способно обеспечить более комфортные условия проживания населения. Электроэнергия все чаще используется в системах отопления и горячего водоснабжения. В стране активно ведется электрификация жилищного фонда: строятся современные многоэтажные электродома. Например, в 2021–2023 годах в Беларуси ввели в эксплуатацию 1,2 млн кв. м нового электрифицированного жилья.

Помимо укрепления энергетической и экономической безопасности, это большой вклад и в сохранение окружающей среды: ожидается, что состоявшийся запуск двух энергоблоков БелАЭС позволит снизить выбросы парниковых газов более чем на 7 млн т в год.

Ввод в эксплуатацию БелАЭС послужит мощным стимулом для развития смежных высокотехнологичных производств и энергоемких отраслей. В их числе металлургия, 3D-печать (аддитивные технологии), электротранспорт и накопители энергии, IT-технологии, включая ресурсоёмкие приложения для искусственного интеллекта, суперкомпьютерных вычислений, работы с базами больших данных, ядерной медицины и др. Считается, что одно рабочее место при создании и эксплуатации АЭС создает более 10 новых рабочих мест в смежных отраслях.

Справочно:

Рекомендуемые видеоматериалы для просмотра:

БелАЭС вот-вот заработает на всю мощь. Вспоминаем, как в Беларуси появилась атомная станция и что о ней говорил Лукашенко. Проект агентства БелТА «По факту: Решения Первого».

 

ДОСТИЖЕНИЯ В ОБЛАСТИ БИОТЕХНОЛОГИЙ

Развитие биотехнологий в Беларуси демонстрирует прорывные открытия, прежде всего, в аграрном секторе и в области здравоохранения (в том числе при оказании медицинской помощи гражданам и организации лекарственного обеспечения населения).

Один из самых масштабных технологических проектов, который появился в ноябре 2022 г. с подачи Президента Республики Беларусь, – ЗАО «Белорусская национальная биотехнологическая корпорация» (далее – БНБК). БНБК реализует инвестиционный проект по высокотехнологичному агропромышленному производству полного цикла. Цель – глубокая переработка зерна по современным биотехнологиям, что позволяет получать высокопродуктивные и сбалансированные корма и кормовые добавки. Аналогов данному проекту нет на постсоветском пространстве. Такими технологиями обладают только семь стран в мире, среди них – Беларусь.

БНБК полностью покрывает потребности Беларуси в комбикормах и кормовых добавках, а также поставляет на экспорт более 85% произведенной продукции. Все сертифицировано по строжайшим международным стандартам.

Идет активная работа с Китайской Народной Республикой по вопросу реализации БНБК проекта по глубокой переработке зерна полного цикла. Цель – выпуск принципиально новых для Беларуси и стран СНГ продуктов: нескольких аминокислот, лимонной кислоты и кристаллической глюкозы. Успешная реализация проекта позволит не только заместить имеющийся импорт данной продукции, но и выйти на новые рынки.

В частности, в Национальной академии наук Беларуси организованы производства инновационных биопрепаратов широкого перечня: для повышения урожайности сельскохозяйственных культур, заготовки кормов, профилактики и лечения животных, очистки сточных вод и др. По своим характеристикам отечественные биопрепараты не уступают лучшим зарубежным аналогам и пользуются высоким спросом в Беларуси и за рубежом.

Развитие биотехнологий в Беларуси демонстрирует прорывные открытия и в сфере здравоохранения. В качестве примеров можно привести следующие:

– создание трансгенных коз, в ДНК которых внедрен ген человека. Это позволяет выделить из их молока ценный продукт – рекомбинантный белок лактоферрин, обладающий противовирусными, антимикробными, антибактериальными, антиканцерогенными, противовоспалительными, антиоксидантными, регенеративными и стимулирующими иммунитет свойствами;

– разработанные методы клеточной иммунотерапии онкологических заболеваний широкого спектра, которые позволяют значительно увеличить выживаемость пациентов и предотвратить развитие рецидивов болезни;

– создание клеточных технологий для лечения иммунологических, аллергических и функциональных патологий (ринита, сахарного диабета 1-го типа, системного склероза, опухолей урогенитальной сферы и др.), а также новые методы ДНК-диагностики болезней человека и животных.

Биотехнологии востребованы и в фармацевтике. В Академии наук созданы производства отечественных лекарственных препаратов, основанных на собственных технологиях ферментного синтеза соединений с противоопухолевой и иммуностимулирующей активностью.

В Витебской области активно формируется биофармтехнологический кластер.

Справочно:

Планируется, что центром кластера станет завод «БелВитунифарм».

Здесь уже выпустили опытную серию противовирусной вакцины. Работают ученые и над созданием отечественного препарата от гриппа. Наработанные технологии будут использовать для производства других вакцин и лекарств. Например, среди перспективных направлений – выпуск препаратов для лечения заболеваний крови.

Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко, посещая 4 ноября 2022 г. БНБК, сказал: «Несколько десятков лет назад термин «биотехнологии» и выговаривали с трудом, не все понимали, что это такое. Но мы тогда говорили о том, что за биотехнологиями будущее. Как за атомной энергетикой и так далее... Когда я стал Президентом, мне пришлось этим заниматься. Моя мечта – чтобы наше общество поднялось на несколько ступеней».

Можно с уверенностью сказать, что белорусы это сделают.

Справочно:

Рекомендуемые видеоматериалы для просмотра:

БНБК. Белорусские биотехнологии. Проект Агентства теленовостей Белтелерадиокомпании «Вопрос номер один».

 

БЕЛАРУСЬ В КЛУБЕ КОСМИЧЕСКИХ ДЕРЖАВ

Очевидно, что без развития отечественной космической отрасли невозможно дальнейшее полноценное развитие национальной экономики.

В 2013 году Республика Беларусь стала полноправным членом Комитета ООН по использованию космического пространства в мирных целях. Мы создали новую отрасль экономики – космическую. Белорусы гордятся этими успехами, но главное – видят перспективы. В космической отрасли страны задействовано более 20 научных и производственных организаций, в которых работает около 4 тыс. человек. На орбите – четыре белорусских спутника. И это не предел.

Несмотря на относительную молодость (первый спутник был запущен 22 июля 2012 года), космическая отрасль Беларуси уже внесла значимый вклад в экономику страны. Практически во всех отраслях экономики востребована космическая информация, получаемая в системе дистанционного зондирования Земли. Спутниковая информация используется, чтобы прогнозировать погоду, состояние лесов, пожароопасные ситуации, изучать климатические изменения, прогнозировать урожайность культур, проводить мониторинг земельного фонда, и др. В таких областях, как связь, государственное управление, торговля, транспорт, навигационное обеспечение, энергетика, окружающая среда, путешествия и развлечения и др. широкое распространение получили товары и услуги, базирующиеся на результатах космической деятельности.

Экономический эффект использования космической информации высок: превышение доходов над расходами на эксплуатацию спутника составило около 44 млн долларов США (по состоянию на начало 2024 года).

Успешная космическая деятельность становится сегодня необходимым условием сохранения национального суверенитета как в военно-политическом аспекте, так и в сфере информационной безопасности. Не зря говорят, что лидерство на Земле сегодня решается в космосе. Защита целостности и неприкосновенности территории Республики Беларусь в ХХI веке не представляется возможным без использования космических средств и технологий.

Многое сделано, но решение важнейших социально-экономических задач требует ускоренного развития данного направления.

В настоящее время белорусскими и российскими специалистами совместно создается группировка новых спутников с высоким пространственным разрешением – 0,35 м (запуск первого спутника планируется в 2028 году). Они соответствуют лучшим мировым аналогам.

Знаковый проект – подготовка и полет на российский сегмент Международной космической станции белорусского космонавта.

В покорении космоса и ранее принимали участие уроженцы Беларуси.

Справочно:

Петр Ильич Климук – уроженец д. Комаровка Брестской области. Совершил три космических полета: в 1973, 1975, 1978 гг. Общая продолжительность полетов – 78 суток.

Владимир Васильевич Коваленок – уроженец д. Белое Минской области. Совершил три космических полета: в 1977, 1978 и 1981 гг. Общая продолжительность полетов – 216 суток.

Олег Викторович Новицкий – уроженец г. Червень Минской области, гражданин Российской Федерации. Совершил три космических полета: в 2012, 2016, 2021 гг. Общая продолжительность полетов – 531 сутки.

Принципиально важно, чтобы впервые в истории суверенного белорусского государства на орбитальной станции побывал гражданин Республики Беларусь.

В 2023 году в Центре подготовки космонавта им. Ю.А.Гагарина из 6 кандидатов из Беларуси для полета были выбраны 2 человека (участник космического полета и его дублер). Они в настоящее время завершают подготовку к космическому полету на космодроме Байконур (Республика Казахстан). В основной экипаж 21-й экспедиции посещения МКС вошли российский космонавт Олег Новицкий, белоруска Марина Витальевна Василевская (бортпроводник-инструктор авиакомпании «Белавиа») и астронавт NASA Трейси Дайсон.

Старт космического корабля с белорусским космонавтом на борту запланирован на 21 марта 2024 г. В рамках 21-й экспедиции планируется проведение ряда научных экспериментов белорусским космонавтом в области медицины, биологии, физиологии и дистанционного зондирования Земли.

Таким образом, наша страна уверенно закрепляет за собой статус современной космической державы.

Справочно:

Рекомендуемые видеоматериалы для просмотра:

Беларусь и выход в космос: первый этап космической жизни страны.  Проект телеканала ОНТ «Все понятно с Мариной Караман».

Почему Беларусь настоящая космическая держава и какой вклад в это внес Лукашенко? Проект БелТА «По факту: Решения Первого».

 

АНТАРКТИДА: НА РАВНЫХ С КРУПНЕЙШИМИ ДЕРЖАВАМИ

Большинство развитых государств имеет свои интересы в этом регионе, богатом минеральными и биологическими ресурсами, нефтью, газом. Льды этого континента составляют около 90% всех водных запасов мира.

Справочно:

В исследованиях Антарктиды белорусы принимают участие с 1955 года. В составе советских экспедиций на ледовом континенте побывало более 100 наших соотечественников.

При поддержке Главы государства А.Г.Лукашенко независимая Беларусь в 2006 году начала свой путь в освоении ледового континента, когда присоединилась к Договору об Антарктике.

Справочно:

На начало 2024 года в число участников Договора об Антарктике входят 56 государств. Среди них: США, Великобритания, Австралия, Новая Зеландия, Франция, Италия, Россия и др. В настоящее время добыча полезных ископаемых в этом регионе запрещена.

Собственные станции здесь имеют далеко не все участники Договора об Антарктике. Белорусская станция «Гора Вечерняя» (расположена в Восточной Антарктиде) в 2020 году была признана международной инспекцией одной из лучших.

Интерес белорусской стороны к исследованию Антарктиды обусловлен тем, что наше присутствие на этом материке позволяет:

– осуществлять мониторинг биоразнообразия наземных и водных экосистем Антарктиды, в том числе с использованием генетических методов;

– проводить мониторинг озоносферы этого материка (осуществляется белорусскими физиками при помощи разработанных уникальных технологий и приборов) и экологический мониторинг Антарктики;

Справочно:

Впервые выполнена оценка выбросов стойких органических загрязнителей в Антарктике за 30-летний период.

Результаты исследований в полярных регионах важны с фундаментальной и практической точек зрения. Геофизические процессы, происходящие в Антарктиде, определяют климат планеты и сохранение биоразнообразия. Это является причиной активной деятельности стран-технологических лидеров в данном регионе.

Но самое главное – наше присутствие в Антарктиде закрепляет статус Республики Беларусь на международной арене как государства науки и высоких технологий.

Справочно:

Рекомендуемые видеоматериалы для просмотра:

На связи - полярники! Как Лукашенко дал зеленый свет изучению  Антарктики и зачем нам своя база в Антарктиде. Проект БелТА «По факту: Решения Первого».

****

Успехи белорусских ученых не ограничиваются названными направлениями. К числу передовых достижений можно отнести следующие.

В области информатизации и искусственного интеллекта:

«Платформу искусственного интеллекта BELAI.BY» – веб-приложение для специалистов в сфере искусственного интеллекта (далее – ИИ) и всех заинтересованных в технологиях ИИ;

программный комплекс для первичной диагностики заболеваний легких в условиях массового обследования населения (цифровой рентген), а также для автоматизации процессов обнаружения новообразований в легких на основе компьютерно-томографических изображений;

беспилотные летательные аппараты «Бусел МКР» и «Гексакоптер-1», оснащенные новейшим аппаратно-программным комплексом отечественной разработки, сочетающим в себе технологии искусственного интеллекта.

С помощью ИИ уже сейчас решается множество проблем в различных областях деятельности человека от разработки сложных систем и проведения медицинской диагностики, бизнес-анализа и специальных приложений до обеспечения кибербезопасности и реализации творческого потенциала. Перспективы его применения безграничны.

В сфере электротранспорта:

малогабаритный двухместный грузопассажирский электромобиль малого класса ACADEMIC ELECTRO;

спортивный электромобиль Electro Roadster;

коммерческий грузовой электромобиль МАЗ 4381ЕЕ грузоподъемностью 12 т;

малый грузовой автомобиль, грузоподъемностью 1,5 т (находится на испытаниях для дальнейшего производства);

разработаны и изготовлены экспериментальные образцы мехатронного модуля, тяговой аккумуляторной батареи системы верхнего уровня управления электрической силовой установкой легкового электромобиля, в том числе содержащие уникальные конструкторские, схемотехнические и программно-алгоритмические решения;

разработан комплекс конструкторских, схемотехнических и программно-алгоритмических решений и изготовлен экспериментальный образец тяговой аккумуляторной батареи легкового электромобиля БЕЛДЖИ еХ50, проведены испытания.

Справочно:

Преимущества электротранспорта перед транспортом с двигателями внешнего или внутреннего сгорания – более высокая производительность и экологичность.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 9 апреля 2021 г. № 213 принята Комплексная программа развития электротранспорта на 2021–2025 годы. Цель – создание новой области экономического роста на основе формирования отрасли машиностроения – производства электротранспорта, а также условий для увеличения количества используемых транспортных средств на электрической тяге, расширения инфраструктуры электротранспорта и минимизации негативных влияний на экологию.

Для реализации госпрограммы создан инновационно-промышленный кластер «Электротранспорт», в который вошли такие компании, как МАЗ, БЕЛАЗ, МТЗ, Белкоммунмаш, Могилевлифтмаш, «Измеритель», ОИМ НАН Беларуси, БНТУ, «ЭТОН-ЭЛТРАНС» и др.

Первый отечественный электромобиль, созданный на базе Geely SC7, академические ученые представили в 2017 году. Вся компонентная база его электропривода изготовлена в Беларуси. Создание экспериментального образца электромобиля позволило отработать оптимальные компоновочные решения в части электрокомпонентов, уточнить их характеристики и приступить к созданию полноценного опытного образца и освоению его производства в стране.

В области микроэлектроники и приборостроения:

республиканская система автоматизированного мониторинга окружающей среды;

система для фиксации присутствия субъектов на контролируемой территории, основанная на нейросетевых методах распознавания лиц;

многофункциональный тренажерный комплекс для подготовки спасателей-пожарных действиям по ликвидации чрезвычайных ситуаций с участием электромобилей используется для повышения уровня подготовки обучающихся и работников органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям.

автоматизированная система непрерывного мониторинга технического состояния несущих конструкций высотных зданий и большепролетных сооружений;

комплекс приборов оптоакустического контроля материалов и конструкций (в том числе и сварных), определяющий дефекты размером в несколько микрон.

Справочно:

Рекомендуемые видеоматериалы для просмотра:

Как в Беларуси развивается микроэлектроника и почему Лукашенко ставит на собственное производство. Проект БелТА «По факту: Решения Первого»;

 

****

Многовековая история Беларуси свидетельствует: трудности никогда не останавливали белорусов. Наоборот, мотивировали, помогали решать самые амбициозные задачи.

Республика Беларусь располагает серьезными точками роста, которые будут определять лицо страны в ближайшие десятилетия.   Достижения в космической, атомной, биотехнологической отраслях привносят в народное хозяйство синергетический эффект, служат драйвером для смежных отраслей, создания новых производств, подготовки кадров по новейшим специальностям.

Данные направления деятельности становятся мерилом успешности страны, символом высокой мечты. Народу, у которого есть высокая мечта, не страшны «майданы».

Как подчеркнул Глава государства 20 октября 2023 г. на совещании по вопросу совершенствования системы планирования и контроля за реализацией стратегических проектов: «Это будущее не только любой системы, но и любой страны в целом. Стратегические проекты, если говорить о Беларуси, это будущее нашей страны… Без будущего не может существовать ни один человек, ни одна система, ни одно государство».

Иной альтернативы для Беларуси просто нет.